А.Ф. Ковшарь. "Певчие птицы" |
Сойка (Garrulus glandarius L.) - |
очень характерный обитатель широколиственных и хвойных лесов Евразии. Населяет всю лесную и часть
лесостепной зоны нашей страны. В Казахстане определенно гнездится только на Алтае и в Прииртышье, а на кочевках бывает в долине
Урала.
Это одна из самых красивых птиц леса: розовато-коричневый цвет оперения спины и брюха контрастно отделен ярко-белым надхвостьем от черного хвоста; на черных крыльях хорошо видны ярко-белые пятна ("зеркальца") с голубыми полосками. Они настолько характерны, что даже по одному такому случайно оброненному голубому перышку можно безошибочно узнать сойку. Крик сойки похож на верещание кошки, она умеет подражать голосам других птиц и нередко заимствует целые строфы из их песен. Типичная лесная птица. Предпочитает еловые, пихтовые и елово-широколиственные леса. Осенью собирается в дубравах, так как очень любит желуди. Вообще взрослые сойки наполовину растительноядны, хотя насекомых поедают с конца апреля до ноября. Они в массе уничтожают майского хруща, долгоносиков, бронзовок, гусениц непарного и соснового щелкопрядов, которыми выкармливают и своих птенцов. Однако "не брезгуют" сойки также яйцами и птенцами своих соседей - мелких лесных птиц. Недаром А. Э. Брем называет ее "самой отчаянной разорительницей гнезд, какая только существует в наших лесах". По свидетельству этого автора, сойка успешно справляется также с ядовитой гадюкой, разбивая ей голову ударами своего острого клюва. Осенью сойки делают большие запасы желудей, чем способствуют возобновлению дуба, расселению его семян. Поедают также различные ягоды, семена, таскают даже мелкий картофель с неубранных полей. Простые чашеобразные гнезда соек помещаются на деревьях, обычно хвойных. В конце апреля - начале мая самка сносит 4-8 яиц, которые насиживает по очереди с самцом в течение 17-18 суток. Птенцы покидают гнездо в возрасте 20 дней. Все это время и взрослые, и птенцы очень молчаливы, но после оставления птенцами гнезда выводки становятся крикливыми и так вот - с шумом и гамом - и кочуют по лесу. Способность к подражанию звукам делает сойку одним из лучших наших пересмешников. Нередко она выучивается говорить отдельные слова, но чаще - насвистывать короткие мелодии. Очень интересную сойку приходилось мне видеть в Музее дарвинизма Харьковского университета, где она прожила 18 лет. Звали этого выкормыша Соней, хотя потом стало ясно, что это самец. Подробно историю этой птицы сообщила работница музея А. В. Рудаева. Уже с первых дней жизни в музее Соня установила полный контакт с человеком: брала из рук корм, приходила на зов. В любое время года очень любила купаться. Соня полностью отвергала свой естественный корм - желуди - и предпочитала человеческую пищу. К любимой еде относились: грецкие орехи, голландский сыр, вареное мясо, пирожное, яблоки и ягоды. Часто получала на обед новорожденных крысят и мучных червей. Подросши, Соня стала различать людей. Кумиром ее был Виталий Николаевич Грубант, директор музея. Ему разрешалось все: трогать ее, брать за клюв; его она кормила своими любимыми лакомствами, давая их в руки и даже осторожно в рот. Его пальцы она свободно узнавала среди десятка других, которые она нещадно клевала. Когда Соню выпускали из клетки, она летала по комнате, а затем очень важно, "в ногу" прохаживалась рядом с Виталием Николаевичем. Если кто-нибудь открывал ящик стола Виталия Николаевича в его отсутствие, Соня поднимала страшный крик, а когда приходил хозяин, она "докладывала" ему, издавая звук открываемого ящика. К иным людям Соня была равнодушной, а некоторых просто не любила: при виде их истошно орала, приподнимала хохол на голове, взъерошивала все перья, прыгала и т. д. Особенно прочно запоминала она нанесенные ей когда-нибудь обиды, такого человека она помнила месяцами, даже годами, а однажды даже отомстила, больно клюнув в голову с лету, когда старый обидчик ее, ничего не подозревая, сидел за столом. Соня издавала очень мелодичные и разнообразные звуки, точно имитируя пение других птиц, свист человека, звук клаксона машины, пилы-циркулярки (причем с вариациями: по исполнению можно было разобрать, длинную или короткую доску распиливают). Любую песню завершала своим именем, но звук "с" не выговаривала. Так и звали ее "Оня"...
|