А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции" |
ПРЕДИСЛОВИЕ |
Авторы выражают благодарность:
За неоценимую помощь - Шукурову Эмилю Джапаровичу (Респ. Кыргызстан, г. Бишкек),
За поддержку при подготовке экспедиций - Беззубову Юрию Владимировичу (Россия, г. Москва),
За содействие и помощь в ходе экспедиций - Боровскому Александру Николаевичу (Россия, Саратовская обл., с. Дьяковка),
За помощь в сохранении и определении собранных в экспедиции коллекций - Николаевой Елене Владиленовне (Россия, г. Москва),
|
О казахско-кыргызских экспедициях
Мы провели три казахско-кыргызские экспедиции: первую - в 2000 году (тогда Мишустин ездил один), вторую - в 2003, и третью - в 2004. В каждую из них мы проехали на автомобиле из Москвы на Тянь-Шань и обратно. Основной целью всех экспедиций было наблюдение и фотографирование птиц, не только на Тянь-Шане, но и на протяжении всего маршрута. Большинство наблюдений и фотографий мы сделали из окна автомобиля или рядом с автомобилем. Общий автопробег составил более 29 000 км. Мы проехали по территории 17 областей трех государств. По России: Московская обл., Рязанская обл., Респ. Мордовия, Пензенская обл., Ульяновская обл., Самарская обл., Саратовская обл., Оренбургская обл. По Респ. Казахстан: Западно-Казахстанская обл., Актюбинская обл., Кызылординская обл., Южно-Казахстанская обл., Жамбылская обл. По Респ. Кыргызстан: Таласская обл., Чуйская обл., Нарынская обл., Иссык-Кульская обл. В России и Казахстане мы вообще не отходили далеко от автомобиля. Значит ли это, что мы не удалялись от автодорог? В 2000 году - да, потому что средством передвижения той экспедиции служили "Жигули" пятой модели. А в 2003 и 2004 годах - нет: мы ездили на хорошо показавшей себя в бездорожье "Ниве" по лесам, полям, степям и пустыням. В Кыргызстане нам несколько раз удавалось оставить автомобиль и уйти в горы на лошадях или пешком. На этих, как правило, однодневных маршрутах мы сделали некоторую часть кыргызских наблюдений и фотографий. Большинство же птиц мы по-прежнему видели и, в особенности, снимали из машины. |
О маршрутных участках
Маршруты трех экспедиций существенно отличаются друг от друга и в России, и в Казахстане, и в Кыргызстане. В некоторых областях мы бывали только в одну или в две из экспедиций. Произвольным образом отклонялись от пути прошлой экспедиции, чтобы увидеть новые места. Или же, следуя всегда по одной и той же трассе, съезжали с нее на ночевки в разных местах. Объединив маршруты всех трех экспедиций, мы разбили полученную фигуру на части - маршрутные участки. Разбивали, руководствуясь следующими четырьмя правилами: 1. Каждый маршрутный участок мы проезжали (проходили) каждый раз полностью (не разворачиваясь и никуда не сворачивая). Следуя этому правилу, мы образовывали три маршрутных участка в случае съезда с основной трассы на ночевку (или к какому-либо заинтересовавшему нас объекту). Один - по основной трассе до поворота на ночевку (или к объекту), другой - по дороге от основной трассы до места ночевки (или до объекта), и третий - по основной трассе после поворота на ночевку (или к объекту). Многочисленные съезды малой протяженности (до 1, иногда до 2 км), мы, чтобы не "раздувать" отчет, опускали. 2. Маршрутный участок не может проходить через сильно отличные друг от друга биотопы и ландшафты. Например: мы ехали через населенные пункты по трассе, а затем свернули с нее на грунтовку в лес; проехав по ровной долине, начали крутой подъем на перевал. В таких случаях мы образовывали два участка: соответственно, по трассе и в лесу, по долине и на подъеме. Несущественные биотопические и ландшафтные различия мы опускали. 3. Длина маршрутного участка не должна превышать 100 км. 4. Маршрутный участок может проходить по территории только одной области. Для каждой из 17 областей мы приводим схему и список маршрутных участков, прошедших по их территории. (Списки маршрутных участков на SHUMKAR.RU пока не выложены). Схемы сделаны только для наглядности и не могут служить картой, так как пропорции на них искажены. В списках маршрутных участков для каждого из них указывается его номер, протяженность, дата и направление нашего по нему передвижения, а также подробное описание дороги, по которой он проходит, и его границ. Как мы уже сказали, не все маршрутные участки проходят по большим трассам, или даже поблизости от них. Термины "к Москве" и "от Москвы" не подошли бы для описания направления нашего передвижения по многим участкам. Поэтому мы ввели для всех маршрутных участков такие условные направления, как "туда" и "обратно". Одна из границ маршрутного участка является 1-й, а другая - 2-й, что обозначено в списках. Направление от 1-й границы ко 2-й обозначает "туда", а от 2-й к 1-й обозначает "обратно". В названиях маршрутных участков 1-я граница всегда стоит в начале. То есть, "М39 - г. Каратау" означает, что пересечение с трассой М39 является 1-й границей участка, а г. Каратау (в данном случае - поворот на него, что очевидно из схемы) - 2-й границей. По большинству маршрутных участков мы проезжали поочередно "туда" и "обратно" несколько раз. Однако есть и такие, по которым мы ездили только в одном направлении один или несколько раз подряд. Для границ маршрутных участков на наиболее изученных нами трассах приводим ближайшие километровые столбы. Всего 281 маршрутный участок общей протяженностью около 9500 км. |
О таблицах встреченных видов птиц
Мы не приводим в этом отчете все встречи птиц (их слишком много), как и данные по учету численности (их слишком мало). Нами составлены таблицы встреченных видов птиц, в которых встречи сгруппированы по маршрутным участкам. Все находки гнезд, встречи молодняка и некоторые другие любопытные наблюдения показаны в таблицах при помощи условных обозначений. Всего 21 таблица: 17 - сводные по областям; 3 - сводные по странам; также общий свод. Для птицы, встреченной нами десять раз, но только на одном маршрутном участке, в таблицах указана одна встреча, а для птицы, встреченной три раза на разных маршрутных участках - все три встречи. Это, по нашему замыслу, отражает широту распространения птицы на пересеченном нами пространстве между Москвой и кыргызско-китайской границей. Отражает, конечно, только примерно, так как маршрутные участки сильно отличаются друг от друга по протяженности. Разумеется, мы не видели всех хотя бы только гнездящихся птиц даже на тех участках, которые проезжали во все три экспедиции. Но мы на это и не претендовали. Качественное и равномерное орнитологическое обследование такой территории, такого маршрута потребовало бы значительно большего времени, которого у нас не имелось и не имеется. |
О сложностях в определении птиц
В горах Кыргызстана мы сталкивались со сложностями в определении некоторых сходных видов птиц. Причина этого - в нехватке практических навыков. Проще говоря, нам не всегда удавалось рассмотреть нужный отличительный признак. Даже на исходе экспедиции 2004 года мы так и не почувствовали себя вполне приспособленными к специфике гор, где большинство пролетающих птиц возможно наблюдать либо долго, но на большом расстоянии, либо близко, но весьма краткое время, и кроме того, подавляющее большинство птиц вообще удается увидеть или только сверху, или только снизу. Сыграла свою роль и спешка. Не всегда мы следовали за птицей по крутому склону, чтобы успеть вовремя пройти намеченный маршрут. Во всех сложных случаях речь идет о выборе одного вида из двух. Возможно, кто-то подвергнет нас критике (и она будет заслуженной), но мы пришли к единому мнению не исключать спорные встречи из отчета, а указать наиболее вероятный вид, сделав соответствующие примечания: Сип белоголовый Gyps fulvus - Гриф гималайский Gyps hymalayensisВсе немногочисленные встречи - спорные, со значительного расстояния. Согласно мнениям бишкекских орнитологов Э.Д. Шукурова и В.И. Тороповой, в настоящее время гималайский гриф (кумай) встречается в Кыргызстане намного чаще, чем сип. То же самое утверждает и работавший в Кыргызстане голландский орнитолог Йост ван дер Вен в книге "О птицах Кыргызстана. Центральная Азия". Во всех случаях мы посчитали встреченных птиц гималайскими грифами. Пустельга обыкновенная Falco tinnunculus - Пустельга степная Falco naumanniБольшинство встреч пустельг определены достоверно. Спорными являются лишь три встречи с большого расстояния в Чуйской области: на маршрутных участках № 221 "р. Джан-Арык - Белая Скала" и № 273 "Кожомкул - М41". Мы посчитали этих пустельг обыкновенными, так как во всех случаях высота над у.м. составляла около 2500 м, а все наши достоверные встречи со степной пустельгой в горах произошли значительно ниже (до 1600-1700 м). Горлица обыкновенная Streptopelia turtur - Горлица большая Streptopelia orientalisЗначительное количество встреч - спорные, так как видели птиц мельком. Обыкновенных горлиц на Тянь-Шане мы достоверно видели только в Иссык-Кульской области, на маршрутном участке № 240 "А363 - Липинка". Основываясь на названном факте (очевидно, это наше слабое место), а также на том, что все недостоверные встречи произошли в сильно отличном от участка № 240 ландшафте - на склонах гор, в ущельях, в еловом лесу, мы посчитали всех этих птиц большими горлицами. Горихвостка садовая Phoenicurus phoenicurus - Горихвостка-чернушка Phoenicurus ochrurosЭти виды отличаются друг от друга намного легче прочих, и большинство встреч определены достоверно, все - как встречи с чернушками. Однако были две встречи, при которых рассматривать птиц нам было весьма неудобно (обе они, в отличие от всех достоверных, произошли посреди елового леса): в Чуйской области на маршрутном участке № 204 "вверх от альплагеря Ала-Арча" и в Иссык-Кульской области на маршрутном участке № 246 "устье р. Оттук - р. Энгильчек". Мы посчитали этих птиц также чернушками. |
Об описательной части
По 2000 году имеется публикация А.Ю. Мишустина "Москва - Киргизия" в журнале "В Мире Животных" (в двух номерах: в последнем за 2000 год и в первом за 2001 год). Она довольна кратка, излишне популярна, и в ней имеются неточности, которые хотелось бы исправить, прежде чем размещать здесь. По 2003 году подготовлен и выложен на SHUMKAR.RU подробный отчет под названием "Описание маршрута и путевые заметки". Описание наиболее ценных наблюдений в принципе подготовлено, еще не выложено. Что же до экспедиции 2004 года - принесшей, пожалуй, наилучшие результаты, то по ней еще не готовы маршрут, ни наблюдения. Мы планируем подробно описать маршруты всех трех экспедиций, а также наиболее ценные наблюдения (не только птиц), по птицам подготовить еще материал с общей оценкой распространения каждого вида. |
О фотографиях
Сделанные пленочной камерой, они требуют времени на сканирование и обработку. Будут выкладываться на SHUMKAR.RU в "Галерее", в подразделе "Фотографии А.Ю. Мишустина" (птицы, звери, и др.) Все снимки будут подписаны с указанием даты и места съемки. |