Главная страница Главная страница Главная страница
А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции"
18 июня 2003 (УРАЛЬСК - КАРАКОБДА)

До обеда находились в Уральске. Получили миграционные карты, закупили продукты. А также посетили Управление лесного и охотничьего хозяйства Западно-Казахстанской области, познакомились с начальником управления Маратом Нуржановичем Уразгалиевым. Марат Нуржанович пожелал нам удачной поездки и презентовал несколько цветных буклетов с фотографиями дикой природы области, изданных при поддержке лесхоза.

После обеда мы продолжили маршрут: пересекли реку Урал - выехали из Европы в Азию, и двинулись по трассе М32 "Самара - Чимкент".

Около 40 км после Уральска нам повстречалась кольчатая горлица. Не первая, конечно; мы видали кольчатых горлиц уже много раз. Но эта заслуживает отдельного упоминания. Она поднялась с дороги впереди машины и полетела низко над правой обочиной по ходу нашего движения. Поравнявшись с ней, мы сбросили скорость и принялись рассматривать, ожидая, что она скоро отвернет в сторону. Но горлица продолжала лететь, активно работая крыльями и то и дело поглядывая на нас - как будто пыталась перегнать. Летела неровно, виляя из стороны в сторону. Расстояние между нами изменялось в пределах от 5 до 10 метров. Никогда еще мы не наблюдали так близко и сбоку ни одну птицу - словно летели рядом с ней, как в известном фильме. Через пару минут игры наперегонки горлица вдруг взяла влево и резко пересекла трассу, практически перед самым нашим лобовым стеклом. Мишустин ударил по тормозам. "Все, улетела" - решили мы. Но нет - горлица вновь повернула вдоль дороги, достигнув противоположной, левой обочины! Сфотографировать ее на ходу никак не удавалось. Наглядевшись на горлицу вдоволь, мы наконец решили ехать побыстрее. Несколько раз оглядывались и каждый раз, к нашему удивлению, убеждались, что эта невероятная птица так и летит строго по трассе М32. А ведь мы "вели" ее не менее 5 км.

Справа от нас в определенный момент находилось очень интересное озеро Шалкар. Однако мы на него не заезжали. В середине следующего дня мы должны были встретить в Актюбинске поезд, с которым нам из Москвы передали упаковку слайдовых пленок - их уже начинало не хватать.

Ненадолго остановились у поворота на поселок Алгабас. В этом месте установлен памятник орлу - один из нескольких, которые можно увидеть в Казахстане. По нашему единодушному мнению, памятники зверям и птицам - это просто замечательно. Кто сказал, что памятников заслуживают только люди? Или даже так - что их в большей степени заслуживают люди?.. :) Сделали пару пейзажных снимков, определили 1 растение - сибирскую смолевку.

Как и в 2000 году, вдоль трассы М32 в Западно-Казахстанской области часто попадались кобчики. Специально их гнезда мы не искали.

Мы обнаружили в этот день возле трассы М32 два гнезда степных орла и одно гнездо обыкновенной пустельги. Все гнезда были на ЛЭП, с птенцами. Гнездо пустельги и одно из гнезд орла располагались на расстоянии около 50 м друг от друга, на соседних опорах.

Несколько раз попадались беркуты, в т.ч. - сидящие в пустующих гнездах степных орлов.

Сделали остановку в месте пересечения трассы с рекой Тамды. Незадолго перед этим пересекали Булдырты. А от Булдырты до Тамды (и немного за Тамды) по трассе тянется весьма красивый, песчаный участок - один из небольших островков полупустынного ландшафта, сформировавшихся намного севернее своей зоны. Находясь здесь, можно легко представить себя не в западно-казахстанской степи, а намного южнее, где-нибудь в Приаралье. Мешает этому лишь вид леса, стоящего поодаль, выше по Тамды. Породы деревьев мы точно не разглядели; возможно, это сосны.

В этом необычном месте мы видели: клинтуха (крайняя граница ареала; возможно, гнездится в том самом лесу), луней болотного и лугового. В приречных зарослях пели варакушка и соловьиный сверчок, на песках - желчная овсянка.

После Тамды, в сумерках, появились болотные совы. Птицы или летали низко-низко над асфальтом, или сидели прямо на нем. Сидевшие на асфальте иногда настолько медлили со взлетом при приближении нашей машины, что приходилось с визгом тормозить или объезжать. Всего насчитали семь сов.

Уже в темноте выехали из Западно-Казахстанской области в Актюбинскую. Участок в полсотни километров в районе границы областей отнял у нас более двух часов. Лучше бы здесь совсем не было асфальта, так как ямы глубиной в колесо (и шириной в две трети дороги) гораздо более опасны, когда имеют острые асфальтовые края. По сравнению с этими асфальтовыми воронками засохшие колеи, которые были за Алгаем, показались нам мягким песочком. Максимальная скорость нашего движения на этом участке составила 30-40 км/час. Хуже него на трассе М32 "Самара - Чимкент" - только "Иргиз".

По Актюбинской области ехали всю ночь - около 150 км, через Новоалексеевку (Кобду). В ночи кричали песчанки и пела широкохвостая камышевка. Встали на ночевку уже на рассвете, в районе 4:30, за придорожной лесополосой недалеко от места пересечения с рекой Каракобда.

Пройденные маршрутные участки

90 (туда, 7 из 11 км),
92 (туда),
93 (туда),
94 (туда),
95 (туда),
96 (туда),
97 (туда),
98 (туда, 3 из 80 км) -

- Западно-Казахстанская и Актюбинская области.

Автопробег

427 км

Встреченные виды птиц

Коршун черный, Лунь луговой, Лунь болотный, Курганник обыкновенный, Орел степной, Беркут, Кобчик обыкновенный, Пустельга обыкновенная, Куропатка серая, Кроншнеп большой, Чайка озерная, Чайка южная серебристая, Крачка белокрылая, Вяхирь обыкновенный, Клинтух, Горлица кольчатая, Сова болотная, Стриж черный, Сизоворонка обыкновенная, Щурка золотистая, Удод обыкновенный, Ласточка-береговушка, Ласточка деревенская, Ласточка городская, Жаворонок серый, Сорокопут чернолобый, Скворец обыкновенный, Сорока обыкновенная, Галка обыкновенная, Грач, Ворона серая, Камышевка широкохвостая, Сверчок соловьиный, Каменка-плясунья, Варакушка, Воробей полевой, Овсянка желчная.


Rambler's Top100