Главная страница Главная страница Главная страница
А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции"
22 июня 2003 (АРАЛЬСК - АКЖАР)

Часа три мы ходили и ездили по степи вокруг места ночевки. Сфотографировали жука-скарабея, бабочку-антея, выводок пустынной каменки - из двух плохо летающих слетков, и несколько пейзажей. Собрали скарабея и 4 вида дневных бабочек. Видели каменку-плешанку, пустынную славку, желчную овсянку, обоих рябков - чернобрюхого и белобрюхого. Выехали около 11:00.

Продолжили движение по трассе М32 "Самара - Чимкент". "Иргиз" остался позади нас; впереди лежали жаркие барханы Приаралья. Дорога вновь покрылась асфальтом, объездные колеи исчезли. Пропали черные жаворонки. А также серые вороны - их ареал заканчивается здесь же.

Через 14-15 км возле трассы странным образом появились прямо посреди пустыни довольно крупные лужи. По воде расшагивали три фифи и пара морских зуйков; были отмечены каменка-плясунья и ласточки-береговушки.

В виду Аральска нам встретился верблюд, без хозяина и не на привязи. Затем - отара овец, с пастухом. Дальше - памятник козлу.

А немного за Аральском - было уже за полдень - мы заметили группу лошадей, скопившихся на… автобусной остановке. Эта остановка имела козырек, образующий тень и спасающий таким образом от невыносимого зноя. И около десятка лошадей чинно, бок о бок, стояли на остановке - ну совсем как люди, ожидающие автобус :) С ними были еще жеребята. Основное отличие лошадей от людей состояло в том, что они - лошади - стояли не лицом к дороге, а наоборот :) Головы они надежно укрыли в наиболее густой тени в глубине остановки, а наружу - ширины козырька не хватало - выставили, на солнцепек и всеобщее обозрение, свои хвосты и ягодицы :)

Понятное дело, мы не могли не остановиться, чтобы сфотографировать всю эту компанию. К сожалению, запечатлеть ровный строй лошадиных хвостов не удалось, т.к. когда мы вышли из машины, привлекли к себе внимание. Лошади развернулись к нам лицами, то есть, пардон - мордами, начали выходить из-под козырька и разбредаться по сторонам.

Еще мы видели под Аральском степную агаму, фотографировали кустики средней эфедры, нашли одно гнездо степного орла - пустое, на ЛЭП, в нем сидели и чирикали индийские воробьи. Эти воробьи иногда приделывают свои шарообразные постройки к стенкам гнезд хищных птиц (мы увидим это и сделаем фотографии на обратном пути; здесь же воробьи просто сидели в орлином гнезде).

Ближе к Айтеке Би (Новоказалинску) сделали остановку у села Акбай. Это село расположено чуть поодаль, за протянувшейся вдоль трассы заболоченной низиной. Мы заметили в той низине: пару пеганок, небольшую колонию ходулочников, несколько пар речных крачек, группу зеленых щурок, несколько полевых коньков и стаю индийских воробьев. Сфотографировали тревожащегося ходулочника, собрали 2 вида бабочек-голубянок.

У 1465-го км сфотографировали на обочине дороги желтого суслика.

За Новоказалинском нам вздумалось поглядеть на Сырдарью, вдоль которой шла теперь трасса М32. Судя по карте, нас отделяли от реки лишь несколько километров пустыни и подошедшая совсем близко железная дорога. В 37 км от Новоказалинска - в районе 1511-го км - мы свернули с трассы М32 вправо и проехали в село Майлибас.

Железнодорожный переезд в Майлибасе мы нашли быстро, но он оказался весьма необычным. Нам никак не удавалось проехать через него: высота его туннеля была ниже "Нивы". Пытались закопаться поглубже в рыхлый, сыпучий песок, но так и не протиснулись. Казалось невероятным, что в эту низкую щель, проделанную в железнодорожной насыпи и сомнительно укрепленную по бокам бетонными плитами, прошли бы, не поцарапав крышу, хотя бы самые низкие "Жигули". Для кого же она сделана?..

Когда сдавали назад и разворачивались, наша машина зарылась в песок еще глубже, и из-под колес летели фонтаны песка уже влажного и темного, с глубины. Через некоторое время все же развернулись. Сами тому не веря, стояли и оглядывали прорытые "Нивой" колеи. Подумали: хорошо, что эти колеи не сохранятся здесь - в барханах - надолго, и не помешают проехать тому, кто пользовался (если все же пользовался) этим переездом.

За это время, пока глядели по сторонам, мы заметили домового сыча, сидящего на ближайшем к нам столбе. Кинулись за фотоаппаратом, биноклем, но птица все не улетала. Лишь печально глядела нас, да несколько раз издала грустный, протяжный крик. Удивительно было, что сыч не улетел, пока мы возились возле переезда и с большим шумом месили песок… Вскоре мы обнаружили причину этого. Немного выше по насыпи, ближе к путям, лежал мертвый домовый сыч - очевидно, сбитый поездом. По состоянию его тела мы предположили, что смерть наступила совсем недавно. Птица на столбе, по-видимому, не хотела покидать погибшего партнера и выражала криком свое горе. Мы сделали фотографии и живого сыча, и погибшего. И вернулись на трассу М32.

В районе 1551-го км сфотографировали на обочине трассы большую песчанку. В районе 1574-го, перед поворотом на Байконур, заехали поужинать в кафе "Салтанат". Неоднократно видели курганников.

Весь вечер ехали от Байконура до Джусалов. В Джусалах - уже опустилась ночь - мы почти не видели Сырдарью, когда пересекали ее. Начали искать за рекой место для ночевки и довольно долго не могли найти ничего подходящего: возле трассы тянулись сельхозугодья, а ближе к берегу все было застроено санаториями или дачами.

Тогда мы отъехали немного подальше на юг. Свернули с трассы М32 в районе 1691-го км - на автодорогу К181, ведущую к селам Акжар и Турмаганбет. Проехали по этой дороге 4 км и наконец встали на ночевку, в зарослях парнолистника возле арыка.

Ловили ночных бабочек на свет фар. Лет был хороший: мы собрали совок, пядениц, огневок, вязовую хохлатку, а также одного древоточца, который впоследствии оказался новым для науки видом (!). Так закончился этот день, самый длинный в 2003 году.

Пройденные маршрутные участки

Автопробег

370 км

Встреченные виды птиц

Пеганка обыкновенная, Лунь болотный, Курганник обыкновенный, Орел степной, Зуек морской, Ходулочник, Фифи, Чайка южная серебристая, Крачка речная, Рябок чернобрюхий, Рябок белобрюхий, Горлица кольчатая, Сыч домовый, Сизоворонка обыкновенная, Щурка зеленая, Удод обыкновенный, Ласточка-береговушка, Ласточка деревенская, Жаворонок малый, Жаворонок серый, Конек полевой, Сорока обыкновенная, Грач, Славка пустынная, Каменка-плешанка, Каменка пустынная, Каменка-плясунья, Воробей индийский, Овсянка желчная.