А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции" |
29 июня 2003 (БООМСКОЕ УЩЕЛЬЕ - ТОРУ-АЙГЫР) |
Около часа пробыли на месте ночевки. Видели каменку-плешанку, горную овсянку, черного коршуна - над Чу. Под крышей железнодорожного тоннеля, над которым мы стояли, обнаружилась совместная колония скалистых и городских ласточек. Десятки птиц залетали под козырек почти перед нами, но увидеть их гнезда нам так и не удалось. Для этого потребовалось бы либо спуститься по почти отвесному обрыву, либо зайти по путям в тоннель, а ни одна из этих идей не вызывала в нас энтузиазма :). Выехали около 10:00. Продолжили движение по трассе А365. Медленно поднимались по живописнейшему Боомскому ущелью реки Чу, осматривая его склоны, вершины, реку - то показывающуюся совсем близко, то бурлящую далеко внизу на камнях. К сожалению, нам опять не везло с погодой. Большую часть времени, что мы ехали по ущелью, было пасмурно, несколько раз шел дождь, а однажды даже налетела гроза. В районе 126-километрового столба от Бишкека мы с интересом читали стоящую возле дороги старую, проржавевшую табличку: "Кызыл-Суйское охотхозяйство. Есть барс, козерог, кабан, косуля, куница, лиса, волк, хорь, барсук, сурок, улар, фазан, горлица, чиль, кеклик, перепел, голуби. Охота запрещена. Тихая зона. Воспроизводственный участок." Немного дальше мы заметили на другом берегу реки памятник барсу - почти натурального цвета, он эффектно выглядел на фоне горы. Сфотографировали его под дождем, не выходя из машины. Выехали из Чуйской области в Иссык-Кульскую. Километров через десять после этого наше внимание привлекли песчаные горы необычной формы. Их гладкие склоны круто спускаются вниз и опираются на несколько (где - три, где - четыре) небольших, продолговатых, параллельных друг другу увалов. Мы назвали эти горы "ступнями великана" (очень уж увалы похожи на пальцы :). В 2 км за селом Кок-Мойнок II мы видели самца кобчика. Это мельком сделанное из машины наблюдение стало одним из наиболее ценных за все три наши экспедиции: в официальном списке видов птиц Киргизии кобчик на тот момент не числился. Когда впоследствии (в 2004 г.) мы задали вопрос про кобчика бишкекскому орнитологу, автору новой книги "Птицы Киргизии" Эмилю Джапаровичу Шукурову, он развеял наши сомнения, сообщив, что также недавно встречал кобчика в Боомском ущелье и что кобчик скоро будет внесен в список видов республики. Вскоре после того, как Боомское ущелье осталось позади, мы доехали до города Рыбачье (Балыкчы). Путь преградили шлагбаумы; люди в форме взяли с нас 500 сомов (12,5 долларов США), причитающихся за въезд иностранной автомашины на территорию, прилегающую к озеру Иссык-Куль. Проехали Балыкчы с запада на восток и двинулись северным берегом Иссык-Куля по трассе А363 (кольцевая вокруг озера). Недоезжая несколько километров до поселка Сары-Камыш, съехали с трассы, приблизились вплотную к озеру и сделали остановку. Любовались Иссык-Кулем, фотографировали пейзажи, наблюдали птиц: озерных и южных серебристых чаек, речных крачек, желтоголовых трясогузок, полевых коньков, просянок, черных ворон. Слышали кукушку. Вернулись на трассу А363. В поселке Тору-Айгыр свернули с трассы влево и поехали вверх по реке Тору-Айгыр - на хребет Кюнгей Ала-Тоо. Мы намеревались добраться по обозначенной на карте дороге до перевала Кызылбулак. Дорога представляла собой относительно качественную грунтовку до того момента, как приблизилась к предгорьям. В предгорьях она стала заметно хуже. Дважды нам пришлось пересекать реку Торы-Айгыр вброд; один из бродов был глубиной около полуметра, и "Нива" цепляла днищем по крупным камням. За местом впадения в реку Тору-Айгыр реки Тюз-Ашуу дорога начала резкий подъем на плато междуречья. На самом крутом участке уклон был никак не меньше 30 градусов. Этот участок, длиной в 100-150 метров, полностью состоял из красной глины, на ней были прорыты глубокие колеи - очевидно, грузовиками. Некоторое время мы недоверчиво топтались по глине и прикидывали, застрянет здесь наша машина или просто скатится вниз, и, если застрянет, куда нужно будет идти за помощью и сколько времени этот поход займет. Но, как говорится, глаза боятся - руки делают :). Сдали назад, взяли разгон. И, к нашему обоюдному удивлению, набравшая скорость "Нива" с первого раза прошла на своей штатной резине весь подъем, без юза, почти ровно между колеями. На плато дорога разделилась на несколько мелких, которые скоро терялись в траве. Это было для нас неожиданностью; мы рассчитывали проехать как минимум до перевала Кызылбулак или даже до ущелья реки Чон-Кемин. Невдалеке находилась необозначенная на карте кошара, и мы свернули в ее сторону. Жители кошары не только ответили на все наши вопросы, но и пригласили к себе, угостили айраном - разумеется, собственного изготовления. Полученная от них информация была неутешительной: машина сможет пройти дальше в лучшем случае до конца плато. А в горах дорога точно годится только для лошадей. План наш нарушился, мы пребывали в растерянности. То ли спускаться обратно к Иссык-Кулю и искать другой заезд на Кюнгей, то ли (как следовало со слов местных жителей) вообще все обозначенные на нашей карте "заезды" являются конными тропами - тогда выше в горы, чем здесь, мы вряд ли где-то заедем. Хозяин кошары, Авзий Довлетов, любезно предложил нам оставить под его присмотром машину, если мы хотим отправиться дальше пешком, и в любом случае остановиться у него переночевать. Мы решили воспользоваться его гостеприимством и приняли оба предложения. До заката оставалась еще пара часов. Оставив машину, мы прогулялись по западному краю плато - вверх и обратно вниз по Тюз-Ашуу. Видели рогатых жаворонков рюмов, стайку обыкновенных коноплянок и одну скалистую овсянку, слышали крик кеклика и кукование кукушки. Попали под яростную грозу, в результате которой на предзакатном небе образовалась полная тройная радуга. Дождь при этом все еще шел, и сфотографировать редкое зрелище можно было только с серьезным риском испортить аппаратуру. Мы ждали. К сожалению, когда потоки воды наконец ослабели и мы могли выбраться из-под пончо и раскрыть фотосумку, две радуги из трех растаяли полностью, а от третьей остался лишь небольшой кусочек, не дававший никакого представления о бывшей совсем недавно красоте. Мы его все же сфотографировали. На кошару вернулись в темноте, когда в ней все уже спали. Чтобы не доставлять людям неудобств, мы легли в машине. Ночных бабочек по той же причине не ловили. |
Пройденные маршрутные участки
208 (туда, 3 из 14 км), - Чуйская и Иссык-Кульская области. |
Автопробег
92 км |
Пеший маршрут
6 км |
Встреченные виды птиц
Коршун черный, Кобчик обыкновенный, Пустельга обыкновенная, Кеклик, Чайка озерная, Чайка южная серебристая, Крачка речная, Голубь сизый, Горлица большая, Кукушка обыкновенная, Удод обыкновенный, Ласточка скалистая, Ласточка городская, Жаворонок рогатый, Конек полевой, Трясогузка желтоголовая, Трясогузка маскированная, Скворец розовый, Майна обыкновенная, Сорока обыкновенная, Ворона черная, Камышевка широкохвостая, Каменка-плешанка, Соловей южный, Воробей полевой, Коноплянка обыкновенная, Просянка, Овсянка горная, Овсянка скалистая, Овсянка желчная. |