А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции" |
1 июля 2003 (ТОРУ-АЙГЫР - ДЖУМГАЛ) |
На месте ночевки долго не задерживались; выехали около 8:00. Дождь перестал несколько часов назад, но местность была все еще очень сырой. Поднявшееся над горами солнце только начинало разгонять клубящийся по плато туман и подсушивать отяжелевшую от воды траву. Той же дорогой мы вернулись к кошаре Авзия Довлетова - попрощаться с ее гостеприимными жителями. Застали не всех: Авзий вместе с сыновьями ушел вытаскивать застрявший на красной глине грузовик. Нас спросили, а как мы собираемся ехать в такую слякоть. Мы ответили, что времени ждать, пока дорога высохнет, нет, и что как-нибудь проедем. Видели в окрестностях кошары каменку-плешанку. Перед тем самым глиняным косогором при устье Тюз-Ашуу мы остановились и вышли из машины, чтобы оценить "размер бедствия". Внизу был виден застрявший грузовик и люди вокруг него. Если бы не это, красная глина выглядела бы почти приветливо, идеально ровная и блестящая на солнце. Ни ямки, ни трещинки; все колеи разгладил дождь. Начали спуск. Мишустин установил пониженную передачу и старался поменьше работать педалью тормоза. Машина катилась ровно. Вдруг ее без какой бы то ни было видимой причины понесло вправо. От кручения рулем в обе стороны эффекта не было. Поддать газу!.. Покрышки завизжали, но машину уже тащила вместе с собой текущая, как тесто, мокрая глина. Всей своей правой стороной "Нива" провалилась в промоину на обочине и встала. Правая дверь, упираясь в склон, не открывалась, а оба левых колеса повисли в воздухе. Мужики внизу стояли и смотрели на нас. До них было еще далеко. Еремкин вылез через левую дверь и начал толкать машину, Мишустин газовал. Через некоторое время стало понятно, что "Нива" не поедет, как бы мы ни старались, но при определенном угле поворота колес - по одному из не очень ясных нам законов физики - она движется влево и вниз вместе с глиной. Мало-помалу машина отползала на более ровное место, ее левые колеса все прочнее становились на дорогу. И вскоре после этого "Нива" вышла из промоины! Мы выбрались!.. :) Дальше спускались со скоростью не более 1 км/час, останавливаясь при малейшем подрагивании глины. Ученые уже :). Оказывается, грузовик Довлетовых застрял еще вчера, и, пока буксовал, израсходовал весь бензин. Других машин здесь с тех пор не проезжало. Разумеется, мы поделились с Авзием горючим. Это было единственным, что требовалось грузовику, чтобы выбраться из ловушки, т.к. мужики неплохо его обкопали, и по сравнению со вчерашним все-таки уже подсохло. Попрощавшись, мы продолжили спуск к Иссык-Кулю. Мужики вначале ехали за нами, потом куда-то свернули. На реке Тору-Айгыр был отмечен перевозчик, в тугаях - соловей и ширококрылая камышевка; перед селом Тору-Айгыр мы видели удода, в селе - пустынную каменку. Выйдя на трассу А363, мы двинулись назад, на Балыкчы. В Сары-Камыше токовали кольчатые горлицы и пела иволга. Далее наш полевой дневник содержит запись, сделанную Еремкиным: "Отъехали с Рыбачьего на Кочкорку. Мишустин объелся так, что еле может вести машину: в кафе "Тору-Айгыр" очень сытно кормят" :). Наверное, ни в одном другом кафе, в которых мы останавливались за три казахско-кыргызские экспедиции, кухня не понравилась нам так сильно. Все блюда были не только сделаны на славу, но и щедро приправлены красным перцем. Что же касается размеров порций, то нам подумалось, что они определяются здесь, по-видимому, исходя из аппетита путников, уставших от борьбы с горными дорогами и непогодой :). А также - что и с тем, и с другим нам, по-видимому, еще повезло, так как мы не смогли одолеть эти порции до самого конца :). Выехав на Кочкорку, мы вновь оказались на трассе А365 "Бишкек - Кашгар (Китай)", по которой ехали через Боомское ущелье; теперь мы поехали по ней дальше. Река Чу все время оставалась справа от нас. В 33 км от Балыкчы мы выехали из Иссык-Кульской области в Нарынскую, а еще через километр остановились в низовьях Орто-Токойского водохранилища Чу. Вид водохранилища был сказочным, словно сошедшим с иллюстрации книги в жанре фэнтези. Обширное водное зеркало имело удивительный, глубоко лазоревый цвет; на ближайшем берегу колыхалось на ветру разноцветье степных трав; с других сторон в берег врезались темные, крутые, скалистые гребни гор. Мы сделали здесь много пейзажных фотографий. Видели пять групп огарей с выводками, из них - 9 взрослых птиц и 36 птенцов. Через несколько километров мы вновь остановились в верхней части водохранилища. Дорога вилась теперь по склону горы на все большей высоте над водой; от самой ее обочины начинался обрывистый спуск. Вновь фотографировали пейзажи. Видели около 30 чомг, около 25 самцов хохлатых чернетей (очевидно, бродячие), двух самок красноносого нырка, одну крякву и одного большого баклана. Баклан вылетел откуда-то почти перед нами, когда мы осторожно, глядя себе под ноги, спускались к воде. Через 7 км мы проехали село Семиз-Бел, еще через 4 км свернули на объездную Кочкорки. На этой объездной сделали небольшую остановку. Видели вяхиря, желтоголовую трясогузку, большую синицу с выводком (не бухарскую, а именно большую - с желтым брюшком), пару седоголовых щеглов, обыкновенную чечевицу, полевых воробьев и просянок. Кроме того, удачно сфотографировали на проводах пару кольчатых горлиц. Птицы сидели на небольшом растоянии друг от друга и с ленивым подозрением следили за тем, как мы тихонько приближались к ним. Затем, все также не отрывая от нас глаз, одна из птиц начала пододвигаться к другой. Двигалась, пока не прижалась к той вплотную, а мы все приближались. Тогда она трогательно склонила свою шею к ее, будто бы защищая. Так они и были запечатлены, голубки :). Объехав Кочкорку, мы свернули с трассы на автодорогу А367 "трасса А365 - трасса М41" (Кочкорка - Чаек - Суусамыр) и двинулись по ней во внутренний Тянь-Шань. На протяжении 50 км по автодороге А367 от Кочкорки до перевала Кыз-Арт мы несколько раз останавливались понаблюдать птиц и пофотографировать пейзажи. Однажды нам посчастливилось заснять рогатого жаворонка рюма, сидящего на обочине дороги. Уже в сумерках добрались до перевала Кыз-Арт (2664 м). На перевале стояли вагончики, в которых разливали кымыз (кумыс по-кыргызски) и торговали жареной рыбой, называемой "пелец". А между этими вагончиками - прямо под ногами, как сизые голуби в Москве - бродили рюмы. Мы смотрели на жаворонков и не верили своим глазам. Но для съемки (птицы находились в постоянном движении, и требовалась короткая выдержка) было уже темновато. В округе паслось много лошадей. Нас заинтересовало, возможно ли взять у местных чабанов лошадь напрокат и каковы были бы расценки. И мы узнали: что такая услуга возможна; что обращаться нужно в находящееся неподалеку Дорожно-эксплуатационное управление. Там есть где оставить машину и кому за ней присмотреть. Названные нам примерные расценки были таковы: 10-20 сомов (0,25 - 0,5 доллара США) за день присмотра за машиной, и от 100 до 200 сомов (2,5 - 5 долларов США) за день проката лошади. Мы сделали себе пометки на будущее. Расспрашивая про аренду лошадей, мы познакомились с молодым человеком, бывшим инструктором по альпинизму, Адилетом Абылмажиновым. Оказалось, что он, также как и мы, любит птиц. И неплохо их знает. Адилет рассказал, что неподалеку в горах расположена гнездовая колония курганников, и предложил провести нас к ней. По его словам, это совсем близко, и мы можем успеть попасть туда до наступления темноты. Нужно ли говорить, что мы согласились? :) Под его руководством уже через несколько минут мы заезжали в ущелье небольшого ручья. Там остановились и, вслед за нашим проводником, поднялись на небольшую скалу над ущельем. Адилет показал нам группу неглубоких, но весьма труднодоступных ниш сложного строения, напоминающих миниатюрные пещеры. Почти в каждой из них находились старые гнезда хищных птиц, в некоторых - по два-три. Пока мы осматривали их, в воздухе появилась пара курганников. Обе птицы часто кричали, и было очевидно, что гнездо их находится где-то рядом. Однако ни одного жилого гнезда, мы, к сожалению, не нашли. По словам Адилета, на более высокой скале напротив пещер еще больше. Он не повел нас туда, потому что подъем занял бы больше времени, и спускаться - затемно - было бы опасно. У нас оставалась возможность заночевать в ущелье и подняться на высокую скалу следующим утром, но было решено все же продолжать движение, так как мы и без того уже сильно выбились из запланированнного графика. Выражаем благодарность Адилету Абылмажинову за помощь. Судя по всему, в тех скалах действительно регулярно гнездится несколько пар курганников. Вернулись на автодорогу А367 и продолжили движение к реке Кёкёмерен. Проехали Кайырму, Чаек, и доехали до села Арал, расположеного при впадении реки Джумгал в реку Кёкёмерен. Мы намеревались навестить в Арале Керимбека и Чинару Иманалиевых, с которыми Мишустин знаком с 2000 г. Однако окна в их доме не светились. Какое-то время мы стучали - безрезультатно. Неподалеку протяжно кричала сова-сплюшка. Мы отъехали немного от поселка и встали на ночевку в тугайной рощице у реки Джумгал. Ловили ночных бабочек на свет фар. |
Пройденные маршрутные участки
228 (обратно), - Иссык-Кульская и Нарынская области. |
Автопробег
247 км |
Встреченные виды птиц
Чомга, Баклан большой, Огарь, Кряква обыкновенная, Нырок красноносый, Чернеть хохлатая, Курганник обыкновенный, Коростель, Перевозчик обыкновенный, Крачка речная, Вяхирь обыкновенный, Горлица кольчатая, Кукушка обыкновенная, Сплюшка, Удод обыкновенный, Жаворонок хохлатый, Жаворонок рогатый, Трясогузка желтоголовая, Трясогузка маскированная, Иволга обыкновенная, Скворец обыкновенный, Сорока обыкновенная, Галка обыкновенная, Ворона черная, Камышевка широкохвостая, Славка серая, Каменка обыкновенная, Каменка-плешанка, Каменка пустынная, Каменка-плясунья, Дрозд пестрый каменный, Соловей южный, Синица большая, Воробей домовый, Воробей полевой, Щегол седоголовый, Коноплянка обыкновенная, Чечевица обыкновенная, Просянка, Овсянка горная, Овсянка скалистая. |