Главная страница Главная страница Главная страница
А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции"
2 июля 2003 (ДЖУМГАЛ - ТЕМИР-КОРГОН)

Пару часов пробыли на месте ночевки. Видели перевозчика и чеглока. Прибрались в машине (в ней накопилось столько мусора, что даже мы - с нашим-то опытом - начинали испытывать дискомфорт :).

Около 11:00 вновь приехали в Арал. Прямо в поселке, на мосту через Кёкёмерен, поймали и сфотографировали в руке самца парусника аполлония. Разыскали родственников Керимбека. Они сообщили нам, что Керимбек с Чинарой переехали в Бишкек. Мы были рады за них, но огорчились оттого, что не застали. Далее нас ждал удивительный сюрприз. Оказывется, Керимбек рассказывал своим родственникам про Мишустина: был, мол, такой, приезжал из Москвы. "Помним, помним, Керимбек говорил! Так это вы!.." :)

Таким образом, не застав Керимбека и Чинары, мы не только не уехали из Арала, а скоро сидели за столом в доме Арстана - родного брата Керимбека. Присутствовали также: мать Керимбека и Арстана - Сююнь, жена Арстана - Жылдыз, другие родственники и соседи. Нас встретили, как дорогих гостей.

Вскоре Арстан спросил нас, что бы мы хотели увидеть в первую очередь. Ну, мы перечислили несколько редких птиц, зверей, бабочек, и в том числе назвали уларов.
- Улары? - изумленно спросил Арстан. - Вы еще не видели уларов?
- Нет, - ответили мы, переглянувшись, - ни разу.

…Машину загнали поближе к дому Арстана и оставили там. Он живет в Кырчыне - пригороде Арала, немного вверх по Кёкёмерену. Арстан подготовил двух лошадей: одну - для нас, другую - для себя и своего маленького, но уже вполне самостоятельного сына. В горах предстояло заночевать, и мы перегрузили основные вещи из машины в рюкзаки и седельные мешки. Выехали около 15:00.

Арстан взял направление на северо-запад. Ехали не спеша, осматривая местность и одновременно давая лошадям возможность пощипать любимую ими горную траву.

В течение всего конного маршрута мы передвигались по обширному восточному склону горы Саячек - самой восточной и самой высокой (5884 м) вершины хребта Сары-Камыш.

Первую часть пути лошади без особого труда везли нас по нижним, пологим отрогам этой горы. Село Арал расположено на высоте около 1400 метров; за пять километров пути по отрогам мы набрали еще около 1000 метров над уровнем моря. Отроги закончились; мы подъехали к подножию значительно более крутых гор, широким кольцом окружающих основную вершину Саячека. Здесь находится источник Черканак-Булак и высокогорное пастбище ("джайло" по-кыргызски) Козонок-Таш.

Хозяйку юрты на Козонок-Таше звали Сия Гуль (ныне покойная; светлая ей память…) Она оказала нам гостеприимство: пригласила к себе, предложила кымыз.

Пока мы отдыхали, местных детишек очень заинтересовал сачок, которым Еремкин ловил бабочек. Они видели подобное приспособление впервые; поняв, для чего оно служит, схватили и надолго унеслись с ним на пастбище. А затем начали приносить Еремкину пойманных бабочек. Мы одновременно подумали о том, что из этих детей, если бы нашелся кто-то, способный поддерживать и развивать в них этот интерес, вышел бы не один энтомолог. Они все несли и несли бабочек - разумеется, принадлежащих в основном к нескольким наиболее обычным здесь видам. При этом большинство бабочек было травмировано так, что уже не могло лететь, и оставалось только забирать их в коллекцию. Мы попытались объяснять детям, что много одинаковых бабочек нам не требуется и что с ними нужно обращаться более бережно, но дети еще плохо понимали по-русски. Пришлось бесполезные объяснения прекратить и сачок у детей изъять.

На Козонок-Таше мы видели желчных овсянок, одного курганника. Слышали токование перепела.

Примерно через час вновь забрались на лошадей и продолжили маршрут. Арстан повернул вправо, забирая на север. Узкая, как лента, конная тропа вела от Козонок-Таша по крутому склону горы. Серьезно мы не рисковали: родившиеся и выросшие в горах лошади хорошо знают, где идти стоит, а где - нет, к тому же их направлял опытный проводник. Однако скорость нашего передвижения ощутимо упала. Часто лошади подолгу нащупывали на сложных участках место под следующий шаг. Чтобы удержаться на крутых подъемах и спусках, необходимо было крепко держаться: впереди сидящему - за луку седла, а тому, кто сидит сзади - либо за впереди сидящего, либо попросту спрыгивать с лошади и идти пешком. Наблюдать птиц стало особенно неудобно, так как останавливаться приходилось каждый раз всем; про бабочек пришлось и вовсе забыть.

По обеим сторонам тропы начал появляться кустарник. Он делался все гуще и гуще, и скоро мы ехали по настоящему кустарниковому лесу, вдобавок ко всему уворачиваясь от колючих ветвей. Лес этот был изумительной красоты, большинство кустарников - в полном цвету. Арстан назвал его "Чукур". Из множества произрастающих в этом лесу видов нам были знакомы только розы (минимум два вида) да полушаровидная арча. Временами помимо кустарников встречались и довольно высокие деревья с густыми тенистыми кронами. Фотографировать хотелось все подряд :), но часто останавливаться, повторюсь, мы не могли, поэтому отложили съемку пейзажей до обратного пути (который решили пройти пешком).

В Чукуре мы отметили рыжешейных синиц, черноголовых чеканов, обыкновенных чечевиц, кукушку и сороку.

Подъехали к месту, где сходились склоны двух прилегающих друг к другу гор. Между склонами протекал ручей, и лес по его берегам был особенно красив. Рядом, на опушке леса, располагалось совсем небольшое джайло. Мы подъехали и поприветствовали чабанов, но задерживаться не стали и скоро продолжили путь.

Дальше тропа пересекала ручей, перебиралась на другую гору и поднималась к ее гребню. На этом подъеме почву постепенно сменили камни, а лес поредел - осталась только арча. Временами мы проезжали через обширные каменистые осыпи, на которых не росло вообще ничего. Мелкие камни опасно шуршали под копытами лошадей, но в целом сохраняли устойчивость. Мы видели здесь горную овсянку - на камнях, и дерябу - летящего, возможно, из арчовника.

Когда тропа перевалила через гребень, перед нами открылось буйное разнотравье альпийских лугов. Контраст с голыми камнями только что оставшегося позади склона был поразителен.

Спустились по тому склону в ущелье небольшого ручья, правого притока Кёкёмерена. Арстан назвал ручей словом, звучащим похоже на "Эпербес". На верхнем краю ущелья, в тени основной вершины Саячека, и находилось джайло Темир-Коргон - конечная точка нашего конного маршрута. Арстан умело рассчитал время: сразу после того, как мы подъехали, солнце скрылось за горами, и все ущелье быстро погрузилось в сумерки.

Хозяева юрты на Темир-Коргоне - чабан, опытный охотник Шамшубек (ныне покойный; светлая ему память…) и его жена Кальбю - не могли знать о нашем приезде на ночь, но встретили нас, как если бы ждали. Когда мы спросили об этом, Арстан рассказал, что гостеприимство кыргызов основано на культуре их жизни в горах. Существует обычай, согласно которому горцы всегда заезжают к чьему-либо жилищу, если оно расположено на их пути. Каждый проезжающий мимо становится гостем, хоть ненадолго; хозяин и гость всегда готовы оказать помощь друг другу…

Перед наступлением темноты мы немного погуляли по пастбищу. На нескольких участках Темир-Коргона все еще лежал снег! Видимо, благодаря тени от Саячека. И мы ходили то по сочной зеленой траве, то по серым, тающим, но все еще по-зимнему хрустящим сугробам. Пел козодой. И еще мы услышали необычные звуки; нам сказали, что это и есть токование уларов. Мы начали всматриваться в скалы высоко над ущельем, но лишь смутно различили пару раз силуэты каких-то перелетающих птиц.

Ввиду отсутствия машины и других источников электроэнергии, ночных бабочек не ловили.

Пройденные маршрутные участки

Конный маршрут

12 км

Встреченные виды птиц

Курганник обыкновенный, Чеглок, Пустельга обыкновенная, Улар темнобрюхий, Перепел обыкновенный, Перевозчик обыкновенный, Горлица кольчатая, Кукушка обыкновенная, Козодой обыкновенный, Сорока обыкновенная, Галка альпийская, Чекан черноголовый, Деряба, Синица рыжешейная, Щегол седоголовый, Чечевица обыкновенная, Овсянка горная, Овсянка желчная.