А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции" |
10 июля 2003 (ИРГИЗ - УЛЬКЕ) |
Когда мы проснулись, на зеркале машины сидела каменка-плясунья и заглядывала в салон. Это было забавно; но нас поджидал и не очень забавный сюрприз. А именно: пойманный ночью земляной зайчик опрокинул бадью, перегрыз марлю и убежал. Разумеется, мы поступили с ним, мягко говоря, неосмотрительно. Могли сделать хотя бы одну его фотографию ночью, со вспышкой. Бадью следовало закрывать не марлей, а пластмассовой крышкой, ножом проделав в ней для притока воздуха отверстия. А если уж марлей, то не оставлять бадью в степи, а занести в машину. Тушканчик бы вылез, начал прыгать по нашим головам… дальше багажника не ушел бы :). Три-четыре часа пробыли в степи у места ночевки. Наблюдали степных орлов, больших веретенников (ближе к реке), степных и малых жаворонков, полевых коньков. Выехали около 13:30. Пересекли реку Иргиз; на перилах моста сидела степная пустельга. Через 8 км ненадолго остановились возле озерка, на котором 21 июня плавал выводок шилохвости и была найдена кладка малого зуйка. На этот раз здесь летали чайконосые крачки, а на берегу кормились чибисы и ходулочники; в траве бродил самец черноголовой трясогузки. Далее по трассе начали часто попадаться молодые черные жаворонки. Не тысячами, как "каландреллы" за Каратау, но все же в достаточно большом количестве. Отдельные особи и группы до десятка птиц, всего - сотни. Нам удалось сфотографировать двоих: одного - прямо на асфальте, другого - на обочине. На участке, который мы проезжали по пути в Киргизию поздним вечером 20 июня, сейчас, при свете дня, нашли покинутое гнездо обыкновенной пустельги. Рядом держались две молодые птицы; в лотке лежала лапа съеденного тушканчика. Несколько раз видели молодых и взрослых беркутов, однажды - возле степной лужи - фифи. Начали каркать порядком уже подзабытые и потому непривычные серые вороны :); первая (самая южная) встретилась в районе 1060-го км. Когда появились первые полосы карагача, залетали кобчики. За Кызылкудыком небо стало затягиваться тучами, и вскоре пошел дождь. Продолжался он, то ослабевая, то вновь усиливаясь, до утра следующего дня. Назавтра местные жители расскажут нам, что такого дождя в этих краях не бывало уже несколько лет (!) Песчаные колеи, набрав воды, менее чем за час превратились в полужидкое месиво, и ехать по ним стало крайне рискованно. Пришлось продираться напролом сквозь асфальтовые "катакомбы". К счастью, подвеска "Нивы" выдержала это тяжкое испытание. Но про наблюдения птиц в такой обстановке пришлось позабыть. Позади Карабутак, еще через 76 км - Богетсай. Стемнело. Мы беспокоились: самое позднее вечером 13-го июля нам нужно было прибыть в Москву. До этого контрольного времени осталось только трое суток, а мы еще не проехали "Иргиз". До конца его "катакомб" оставалось еще несколько десятков километров. Мы решили обязательно проехать за сегодня это расстояние, чтобы завтра с утра уже можно было "топить". Однако с наступлением темноты условия езды стали совершенно убийственными. Дальнего света фар не хватало, чтобы разглядеть сквозь пелену дождя очередную невероятную воронку, и наши головы с силой ударялись об потолок, а вещи слетали сидений и сыпались что куда… В таких эпизодах обычно следует сигнал "би-ип" :). Мы сбрасывали скорость и катились, ожидая следующей ловушки, но ее все не было. Стоило разогнаться - очередной удар… "Би-ип…" Кое-как мы все-таки преодолели 53 км от Богетсая до Хромтау и вырвались на приличную дорогу. Пролетели, на радостях, еще около 60 км. Трижды замечали перед лобовым стеклом летающих под дождем болотных сов, и каждый раз уворачивались - какой уже опыт! Далеко за полночь, встали на ночевку в степи недалеко от трассы, в районе поворота на село Ульке. В эту ночь мы скорректировали наши дальнейшие планы. Было решено ехать после Актюбинска не на Уральск, а кругом - на Соль-Илецк и Оренбург. Немного дальше, но по более качественной дороге. Мы опасались, что чудом остававшаяся до сих пор живой "Нива" не вынесет ночной езды по М32 на границе Западно-Казахстанской / Актюбинской областей… |
Пройденные маршрутные участки
104 (обратно, из 62 км), - Актюбинская область. |
Автопробег
347 км |
Встреченные виды птиц
Лунь степной, Лунь луговой, Курганник обыкновенный, Орел степной, Беркут, Кобчик обыкновенный, Пустельга степная, Пустельга обыкновенная, Чибис обыкновенный, Ходулочник, Фифи, Веретенник большой, Чайка озерная, Чайка южная серебристая, Крачка чайконосая, Сова болотная, Сизоворонка обыкновенная, Ласточка деревенская, Жаворонок малый, Жаворонок степной, Жаворонок белокрылый, Жаворонок черный, Конек полевой, Трясогузка желтая, Трясогузка черноголовая, Скворец обыкновенный, Сорока обыкновенная, Галка обыкновенная, Грач, Ворона серая, Каменка обыкновенная, Каменка-плясунья, Коноплянка обыкновенная, Овсянка желчная. |