Главная страница Главная страница Главная страница
А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции"
12 июля 2003 (НОВОСЕРГИЕВКА - СУРА)

Выехали около 11:00. Продолжили движение по трассе "Оренбург - Самара". Она вела нас вниз по долине реки Самара.

По пути размышляли: а не удастся ли нам все-таки пересечь Волгу в Самаре или в Тольятти? Делать крюк через Пугачев и Саратов очень уж не хотелось… Пришли к единому мнению, что попытаться стоит.

Через приблизительно 170 км, проехав город Сорочинск, поселок Тоцкое и город Бузулук, выехали из Оренбургской области в Самарскую. При въезде в Самарскую область, следуя по главной дороге, повернули направо у деревни Старая Таволжанка.

Когда подъехали к селу Заплавное, свернули с трассы и проехали к реке Самара, чтобы поглядеть хоть одним глазком на заповедник "Бузулукский Бор", располагающийся на противоположном берегу. Моста на ту сторону здесь не имелось; мы видели у реки черного коршуна, чеглока, кулика-сороку, золотистую щурку, ласточек-береговушек, варакушку, обыкновенную овсянку.

Вернулись на трассу и продолжили движение на Самару. Через 25 км, у села Андреевка, главная дорога уводила влево на Нефтегорск; мы же повернули направо на Богатое. Затем, в Богатом - влево на Кинель.

Сделали краткую остановку приблизительно в 40 км от Богатого, на рыборазводных прудах возле села Михайловское. Наблюдали там одну чомгу с птенцом, одну серую цаплю, болотного луня, белокрылых и черных крачек, болотную сову, выводок желтой трясогузки, варакушку и дроздовидную камышевку.

Проехали Кинель, вышли на объездную автодорогу Самары. Оттуда было недалеко до трассы М5 "Москва - Челябинск". По М5 двинулись к Тольятти, рассчитывая проскочить в нем как-нибудь через Волгу, что называется, "на авось".

В Тольятти не спеша двигались по второму ряду. Вдруг до нас донесся через окно крик стоящего на обочине мужчины: "Ты там не проедешь!.."

Притормозили, сдали назад. Спрашиваем, что он хотел этим сказать. "Иногородние машины не пускают", - говорит. "Ну, а мы попробуем", - отвечаем, - "Вдруг пропустят". Он улыбается. "Ничего у вас не выйдет. Там сейчас комиссия из Москвы!"

Слово за слово, ситуация прояснилась. Мужчина останавливал иногородние машины, сообщал о невозможности проезда через мост, затем - о существовании под городом паромной переправы. И предлагал свои услуги по сопровождению к переправе. За шестьсот рублей. Рядом стояла его "девятка".
- Многовато, - сказали мы, - Да мы сейчас у любого в городе спросим. И бесплатно проедем.
- Потеряете время - не сдавался он, - Пока будете спрашивать, и пока будете искать дорогу. Рядом с портом - закрытая зона. Стоит милиция, пускает только по пропускам. У меня есть пропуск. А вас развернут, поедете в объезд. Сколько там светофоров... Опоздаете на последний паром и будете ждать до завтра. А так вы уже сегодня будете на той стороне на М5. Там от парома близко, быстро доедете. И по прямой - на Москву…

В общем, подготовлен он был хорошо. Оставалось только решить, верить ли ему насчет комиссии, или доехать-таки сначала до моста, чтобы убедиться самим. Нам подумалось: что-то он, конечно, преувеличил, но вряд ли стал бы обманывать в главном. Не так уж тут и далеко…

Выторговав сто рублей, мы последовали за его машиной. Дорога шла между элитными коттеджными поселками и делала несколько крутых виражей по обрывистому берегу Волги. К счастью, наш тольяттинский проводник ехал не так быстро, как энгельсский.

Конечной целью нашего маршрута был поселок Портовый. Отпустив проводника и встав в очередь на паром, мы узнали, что не зря приехали сюда. На мосту действительно присутствовала какая-то комиссия, не пропускающая иногородних. Правда, мы вряд ли опоздали бы на последний паром: переправа в Портовом работала до девяти, а если к этому времени стояло еще много народу, пускали и более поздние, дополнительные рейсы. Тем не менее мы были, в общем-то, благодарны нашему проводнику и потому простили ему небольшое преувеличение грозящей нам опасности :).

Местные автолюбители, стоящие в очереди, рассказали еще, что простаивали в пробках на мосту по полдня (до семи часов), после чего ездят через Волгу только здесь. Два-три часа очереди по сравнению с объездом через Саратов или семью часами пробки показались нам почти пустяком. Заодно мы поужинали в портовом кафе.

На закате отплыли. Паром, точнее - самоходный катер под названием "Ведущий", за час с небольшим перевез нас на 12 км; в 21:30 мы высадились в Усолье. Во время плавания видели речных крачек, малых и сизых чаек.

Путь от Усолья к трассе М5 "Москва - Челябинск" через Шигоны оказался, действительно, недолгим. Менее чем через час мы вышли на трассу напротив Сызрани.

В Ульяновской области остановились на заправке в районе поселка Николаевка. Собрали там, под фонарями, 3 вида ночных бабочек: двух хохлаток и одну совку.

После пересечения реки Сура в Пензенской области, на окраине поселка Чаадаевка, мы свернули с трассы на грунтовку направо. Проехали мимо дач и встали на ночевку в лесу на берегу Суры.

Пройденные маршрутные участки

15 (обратно),
14 (обратно),
28 (туда) -

- Оренбургская, Самарская, Ульяновская и Пензенская области.

Автопробег

664 км

Паром

17 км

Встреченные виды птиц

Чомга, Цапля серая, Коршун черный, Лунь болотный, Чеглок, Пустельга обыкновенная, Кулик-сорока обыкновенный, Чайка малая, Чайка сизая, Крачка черная, Крачка белокрылая, Крачка речная, Вяхирь обыкновенный, Голубь сизый, Сова болотная, Щурка золотистая, Ласточка-береговушка, Жаворонок полевой, Трясогузка желтая, Сорока обыкновенная, Галка обыкновенная, Грач, Ворона серая, Камышевка садовая, Камышевка дроздовидная, Пеночка-теньковка, Варакушка, Овсянка обыкновенная.